Легкий пар в бане
Легкий пар в баньке - умеем!
Да, именно так, “с легким паром!”, говорят, когда попаришься в бане. И в этом глубокий смысл. Добиться легкого, “вкусного”, здорового пара — в бане дело первостатейное. Такое умение всегда ценилось на Руси. Подобрать сухие березовые дрова. Да так их расположить в печи, чтобы горели ровно. Проследить за тем, чтобы огонь в печи погас не вдруг, а когда нужно—и разом, а после остались жаркие угли. И чтоб не было на них синего угарного пламени.
Точь-в-точь — не раньше и не позже — прихлопнуть дверь в бане. И чтобы жар в ней был не только вполне достаточный, но и ровный — от пола до потолка. Не тек по бане, а как бы стоял, словно в русской печи. Чтобы стены и полок как следует прогрелись и не осталось сырости и дурных запахов. Закрыть трубу именно в нужный момент да проветрить, чтобы избежать угара. Но и тут не хватить лишку — не выстудить. Вот и считалось: баню приготовить что музыкальный инструмент настроить.
А поддача воды в печь? Тут нужна сноровка, расчетливость, сметка. Не залить каменку. И опять-таки избежать излишней сырости. Тогда и легко дышится. Крепок жар, да ласков! И еще искусно подмешать в горячую воду перед тем, как полить ее на камни, различные ароматные снадобья. Словом, много тонких рецептов хранили те, кто по-настоящему знал русскую баню и умел со вкусом попариться. Пол в парилке посыпали мелко нарезанными сосновыми ветками, цветами и травами с терпким ароматом. Мастерили банные полки из липового дерева. Поддадут в каменку ковш воды — и дерево словно откликнется: в бане... запах меда. Кстати, липа, как установили ученые, обладает обеззараживающими, антисептическими свойствами.
На Руси издавна говорили: “приготовить баню”. Словно речь шла о вкусном пироге. Мастера, познавшие банные “секреты”, чтились наравне с умельцами в других областях.
Следует также учесть, что одни любят более сухой пар, другие — повлажней, так называемый веничный.
Итак 95—70 и 85—95. Температура и относительная влажность. Пусть не смущают такие большие проценты. Напомню, что в обычной квартире, где вы живете, относительная влажность (это отношение упругости водяного пара, содержащегося в воздухе, к упругости насыщенного пара при той же температуре) около 50 процентов.
Достаточно жарко, умеренно сухо и приятная мягкая влажность. Как будто в жаркий день у берега моря. Легко дышится. Жар прогревает. Проникает глубоко в поры, но не шпарит. Такой жар, как говорят, не гонит с полка, а, напротив, вызывает желание как следует попариться.
Поддача горячей воды на раскаленные камни не только прибавляет жару на полке. Пар — своеобразный чистильщик. Переходя в жидкость, или, как говорят физики, конденсируясь, превосходно очищает атмосферу бани. Капельки воды, оседающие на полке, поглощают, или, по терминологии ученых мужей, абсорбируют, всяческие “банные” отходы. Вот почему деревянный полок надо мастерить на сваях и между досками, из которых он выложен, оставлять небольшие просветы. А под полком необходим исправно отлаженный отвод влаги. Пот, обильно стекающий с тел парильщиков, не должен задерживаться на полке, а стекать вниз.
Атмосферу в парной прежде всего создает печь. Это, можно сказать, сердце бани. Мастера “вкусного” пара, знающие, как поддать горячую воду на камни, входя в парилку, прежде всего устремляют взор в это огнедышащее горнило — хорошо ли оно нагрето.
Как распознать, достаточно ли поддано воды в печь? Есть довольно простой способ. Заберитесь на полок, и если уши сильно обжигает банным зноем, значит, цель достигнута. “ Измерение”, как показывает многолетний опыт, довольно верное. Очищая и прогревая парную, полезно подливать в воду, которую выплескиваешь на каменку, различные ароматные настойки. Для устранения неприятных запахов хорошо поддать вначале уксусом, смешанным с водой или квасом. Зачастую при самой первой поддаче добавляют нашатырный спирт. Прекрасно изгоняет нездоровые запахи! Кстати, если несколько раз махнуть веником из донника, все запахи будут уничтожены, главное – не перестараться, не передержать в парной этот веник, т.к. донник имеет довольно резкий запах.
А потом уже более душистые, приятные настойки, скажем мяты, эвкалипта, липового цвета,— все они обладают антисептическими свойствами.
Самый ответственный момент.
Но вот на полке установилась более или менее “терпимая” температура. Уши почти не жжет. Пол и стены просыхают. На ступеньках полка проступают сухие пятна. Верный признак, что в парной стало суше. Нехитрый способ определить, достаточно ли просушена парилка. После поддачи воды в печь подымите руку над приоткрытой дверью. Если руку не обжигает, значит, цель достигнута. Теперь вооружитесь швабрами и уберите с пола остатки влаги. Закройте дверь в парную. Наступает самый остветственный момент— поддача горячей воды в каменку для получения вкусного пара. Боже упаси доверить это неумехам! Как говорится, дело мастера боится.
Плескать воду на камни надо так, чтобы не залить печь. Не утяжелить воздух. Не допустить излишней влажности. Чтобы не остужать каменку, надо всегда поддавать воду погорячее, Таз с кипятком, чтобы он не охлаждался, ставят у печи в другой таз с водой такой же температуры. Зачерпнули ковшик — размашистое, точное движение, и порция воды на раскаленных камнях. Плеснули один ковш — пауза. Здесь не нужна “скорострельность”, нужен по-снайперски точный бросок. С таким расчетом, чтобы вода падала на камни, как говорят, веером, разбрасывалась широко, по наибольшей площади. Сначала плещут воду на каменку сравнительно большими порциями. По 100—150 граммов. Но постепенно дозы уменьшаются—примерно до 50 граммов. Вообще-то следует помнить, что лучше плескать воду небольшими порциями, нежели всю ее разом. Только так избежишь чрезмерной влажности.
Сколько же в общей сложности поддать воды на камни? Раз и навсегда готового рецепта нет. Весь фокус в том, как нагрета печь и каковы размеры самой парной. Не случайно опытный дегустатор “вкусного” пара перед тем, как плескать воду на камни, заглянет в печь. Если камни малинового цвета, значит, и температура достаточно высокая. Поддавать воду надо помалу—такая раскаленная каменка и так “выдаст” достаточно жару. А вот если камни не светятся, тут надо, как говорится, немножко помудрить. В уже поостывшей каменке поискать “горячие точки” — бросить воду в разные места. Своего рода разведка боем. Скажем, поддали воду в одно место — шипящий звук. Не годится. А вот в другом месте каменка откликнулась глухим хлопком. Вот сюда-то и надо плескать воду. Разумеется, повторяю, не сразу, а небольшими порциями. Но вот вы забросили воду, добавили ароматных настоек. Вроде бы все.
Порой ощущения парильщиков обманчивы. Кто еще по-настоящему не познал “вкус к бане”,
Если баню готовят со знанием дела, сноровисто, на это уходит всего 8—10 минут. И совсем не обязательно, как этого требуют некоторые “маги”, таинственно колдующие над паром, уходить всем с полка. Покинуть парную желательно всего на 5—6 минут — в момент начального ее прогрева.
Запрещение входить в парную в течение всего времени, когда она готовится, не имеет смысла. Не только потому, что отнимает драгоценное время у желающих попариться,— это вредит и самому пару. Хорошее настроение сменяется нервотрепкой.
Но бывает и так. Баня как следует подготовлена. Попарилась одна компания, а вслед за ней входит в парную другая. И, не раздумывая, не заглянув в печь и на полок, сразу же начинает большую уборку. Моют, проветривают, поддают. А ведь в парной все нормально! Стоит только немного подбросить горячей воды с ароматными снадобьями, чтобы пар был “повкуснее”. Но беда еще в том, что вслед за этими не в меру активными парильщиками заходят еще более ретивые, и начинается все сначала. И вот печь залита, остужена и о “вкусном” паре можно только мечтать!